Обычно сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Но главным элементом являются, на первый взгляд, хаотично расположенные на ней группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся, на самом деле расположение и композиция камней в группах подчиняются определенным правилам, исходящим из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три, в соответствии с буддийской триадой. На поверхности сада с помощью граблей делаются бороздки, идущие вдоль длинной стороны сада и образующие кольцевые окружности вокруг камней. Традиционно считается, что поверхность сада символизирует океан, а камни — острова, но посетитель сада может представить на его месте что-то своё. Сад камней продолжает архитектуру дома и зависит от его интерьера. Функционально сады камней предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем.
Сад камней, по сути, лаконичный пейзаж на ровной местности. Основными элементами композиции здесь выступают камни, окруженные песком, гравием или мелкой галькой. Вокруг камней имеется много свободного пространства. Такая «пустота» символизирует безбрежность мира, будущее и свободу.
Каждый элемент сада имеет скрытую символику:
На первый взгляд может показаться, что булыжники, крупные валуны и мелкие минералы расположены хаотично. На самом деле, композиция подчинена определенным законам и правилам:
Япония — вулканогенное островное государство, поэтому при обустройстве восточного сада камней принято использовать минералы вулканического происхождения: туф, базальт, хлорит, андезит и гранит. Каждый камень подбирается по форме, цвету и твердости.
Форма камня играет первоочередную роль в создании садовой композиции. Различают пять основных форм декоративных камней:
Особенно внимательно надо выбирать камни для одиночных композиций — в этом случае несовершенство формы или неэстетичные сколы будут бросаться в глаза. Камни с дефектами лучше компоновать в группы, создавая гармоничный элемент ландшафтного дизайна.
Цвет камня может иметь разные оттенки: серый, коричневый, фиолетовый, зеленый или красный. Поверхность камней отличается интенсивностью блеска. Одни минералы имеют ровный матовый тон, а другие — излучают глянцевый блеск. Если в одном саду использовать камни, отличающиеся друг от друга блеском и цветом, глаза начинают разбегаться и чувство умиротворения исчезает.
Оптимальный вариант — камни, размытые волнами, течением или дождем. Таким минералам присущ спокойный влажный блеск.
Твердость и структура камня определяют долговечность японского пейзажа. Композиция из твердых минералов выглядит более фундаментально, а поверхность таких камней, под воздействием окружающей среды, быстро покрывается патиной. Создается ощущение, что весь пейзаж — это результат многовековых изменений в природе, а не кропотливой работы человека.
Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или шатающимися. Для этого валуны и булыжники прикапывают в землю. В зависимости от формы камня, рельефности участка и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.
При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.
Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:
Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.
Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.
Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:
Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.
Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.
Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.
Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.
Источники: